Поиск:
 

В Российских вузах онлайн-обучение заменит «живые» лекции и семинары

НИА-Хакасия
По мнению представителей профессионального сообщества, нововведение приведет к сокращению преподавательского состава.
Некоторые курсы в университетах уже со следующего года будут переведены в электронную форму и не потребуют личного присутствия студентов и преподавателей в аудиториях, пишут «Известия». До конца года министерство образования и науки планирует провести эксперимент, в ходе которого сравнит эффективность традиционной формы учебного процесса, основанной на лекциях и семинарах, которые ведут преподаватели вуза, с несколькими образовательными моделями, базирующимися на онлайн-курсах.
В ходе эксперимента будут апробированы две модели. Первая предполагает полную замену учебного курса вуза на онлайн-курс, вторая — частичную. Университет обеспечивает студентам тьюторскую поддержку.
«Международный и отечественный опыт показывает, что студенты заинтересованы в использовании онлайн-курсов. А эффективность обучения и с точки зрения получаемых результатов, и с точки зрения соотношения затрачиваемых ресурсов и количества обученных оказывается выше традиционных технологий», — говорят в ведомстве. Помимо замены курсов, в рамках проекта будут разработаны новые подходы к реализации образовательных программ, основанных на использовании онлайн-технологиий. В частности, речь идет о применении виртуальной академической мобильности и построении индивидуальных траекторий обучения.
«Результатом проекта станет комплексное описание оптимальных моделей использования онлайн-курсов в образовательном процессе вуза, которые могут предлагаться к внедрению в российских вузах. В перспективе это позволит повысить качество и эффективность образовательных программ, расширить возможности для реального выбора студентами индивидуальной образовательной траектории», — добавили в Минобрнауки.
По мнению представителей ведомства, сложившейся практики по конкретным подходам к применению онлайн-курсов в высшем образовании нет — каждый университет, как в России, так и за рубежом, занимается поиском оптимальных моделей самостоятельно. Но это снижает темпы распространения новых технологий, а зачастую ставит непреодолимые барьеры для вузов.
По словам ректора МФТИ Николая Кудрявцева, в данный момент нельзя полностью заменить обычный курс его электронной версией, но можно модифицировать процесс обучения так, чтобы преподаватель заинтересовывал учащихся, а основной массив учебного материала, разложенный по полочкам, преподносился в онлайн-форме. В Минобрнауки обеспокоено тем, что многие курсы читаются рядовыми преподавателями, в то время как было бы значительнее эффективнее, если бы тот же курс студент «прослушал от мастера своего дела, отметил Кудрявцев.
«При появлении большого количества качественных онлайн-курсов может встать вопрос сокращения профессорско-преподавательского состава. Я не открою какой-то секрет, но сейчас хорошие преподаватели в дефиците», — резюмировал глава МФТИ.
Стоит отметить, что президиум президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам рассматривает внедрение онлайн-курсов как одно из направлений развития образования. По мнению премьер-министра Дмитрия Медведева, нужно создать сетевые ресурсы с качественным образовательным контентом, обеспечить погруженность онлайн-курсов в формальный образовательный процесс, определить, что является финальным результатом такого рода образования.