Поиск:
 

«Рязанский Кремль» представит выставку в Хакасии

НИА-Хакасия
У жителей республики появилась уникальная возможность познакомиться с рязанскими народными художественными промыслами, не выезжая из Хакасии. 26 августа в 15:00 в Хакасском национальном краеведческом музее имени Л.Р. Кызласова откроется выставка «Рязанское узорочье XX века», сообщает пресс-служба министерства культуры РХ.
Свою коллекцию Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник «Рязанский Кремль» презентует в рамках соглашения о культурном сотрудничестве между правительствами Республики Хакасия и Рязанской области, подписанного в 2013 году на III международном форуме по историко-культурному наследию. В рамках этого соглашения уже реализован проект Хакасского, Минусинского и Тувинского музеев – «Традиционная культура народов Южной Сибири» Хакасского, который был представлен в Рязанском кремле в сентябре 2014 года, а также выставка «Петроглифы Хакасии», которая открылась 10 июня 2016 года в выставочном зале Дворца Олега.
Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник «Рязанский Кремль» подготовил для экспонирования в городе Абакане свои лучшие коллекции, представляющие российские народные художественные промыслы «Михайловское кружево» и «Кадомский вениз». Отобрано более 70 произведений, которые характеризуют яркие страницы современной истории развития искусства кружевоплетения и вышивки.
Кадомский вениз — уникальная вышивка белым по белому. Тонкое игольчатое кружево вызывает восхищение филигранной техникой исполнения. Промысел ажурной вышивки возник в Кадоме в начале ХХ века, когда в 1910 году была организована кружевная школа-мастерская помещицы М.А. Новосельцевой.
Образцами для изделий школы послужили предметы с вышивкой «филе» и вставками в технике игольного кружева «вениз», обнаруженные М.А. Новосельцевой у одной из жительниц Кадома. Ажурная вышивка «филе» и «вениз» активно внедрялась в Кадомской школе.
В 1927 году в Кадоме создали промыслово-кооперативную артель «Пробуждение», в 1960 году ставшую фабрикой «Пробуждение», с 1998 года – производственным кооперативом «Кадомский вениз». Изделия кадомских мастериц экспонировались на многих крупных отечественных и зарубежных выставках в дореволюционные и в советские годы. В 1930-1960-е гг. предпочтение отдавалось технике «филе».
Возрождение «вениза» началось в 1970-е гг. Изделия с «венизом» в сочетании со «строчкой» и «росписью» создавали Е.В. Шембакова, А.Н. Петрунина, В.Н. Кузнецова.
В коллекции Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника находятся лучшие образцы, выполненные в технике «вениз» в последние десятилетия. Среди них - панно В.Н. Кузнецовой «Птица счастья» (1998 года) с изящной вышивкой шелковыми нитями на маркизете.
Михайловское кружево — единственное в России цветное кружево. Техника цветного численного кружева сохранилась к настоящему времени только в г. Михайлове Рязанской области. В 1925 году здесь была создана артель «Труженица», изделия которой экспонировались на многих крупных, в том числе всемирных, выставках. В настоящее время традиции промысла сохраняет предприятие с одноименным названием. «Труженица» выпускает мерное кружево, идущее на отделку женского платья, скатертей, полотенец в сочетании с цветной вышивкой.
Михайловское кружево значительно отличается от кружева, выполняемого в других районах. У него плотные, почти без просветов узоры и яркая расцветка. В Михайловском кружеве устойчивый круг орнаментов, особенно ярко выраженный в кружеве-крае. «Мысы», «бубенцы», «балалайки», «павлинка» имеют множество вариантов в фактуре и расцветке, где преобладающим остается красный цвет.
Большой вклад в изучение, сохранение и развитие традиций михайловского цветного численного кружева внесла художник Диана Алексеевна Смирнова.
Выставка «Рязанское узорочье XX века» будет работать в музее до 9 октября.