Поиск:
 

В Хакасии цены на элекроэнергию - самый болевой вопрос

НИА-ХакасияВ последнее время ценообразование на электрическую энергию — одна из самых обсуждаемых тем на различных совещаниях с участием представителей государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия. О том, что происходит в этой сфере, рассказывает председатель госкомитета Людмила ЮЖАКОВА:
— Регулирование тарифов на электрическую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в Федеральном законе «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», посредством установления экономически обоснованных тарифов.
Госкомитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия устанавливает тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках предельных уровней тарифов, установленных Федеральной службой по тарифам Российской Федерации.
Тариф на электрическую энергию для конечных потребителей складывается из нескольких составляющих. Это тариф на покупку электроэнергии с оптового рынка электроэнергии (мощности), тариф на услуги по передаче электроэнергии по федеральным, региональным и территориальным сетям, инфраструктурные платежи, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика электрической энергии.
В свою очередь, тариф на покупку электроэнергии с оптового рынка электроэнергии (мощности) делится на регулируемый и нерегулируемый в долях, определённых Правительством Российской Федерации на каждый год, начиная с 2007 по 2010 год.
Существенный рост тарифов на электроэнергию для конечных потребителей в 2010 году, в частности, для предприятий малого и среднего бизнеса, обусловлен несколькими факторами. Во-первых, в республике произошло снижение электропотребления. Во-вторых, значительно увеличились расходы на оплату услуг федеральной сетевой компании, доля которых в тарифе для конечного потребителя составляет почти 30 процентов. Рост расходов на оплату услуг ФСК в текущем году составил 52 процента. Тарифы на услуги ФСК устанавливаются ФСТ России.
Основная причина значительного роста регулируемых тарифов для потребителей группы «прочие» состоит в снижении перекрёстного субсидирования населения за счёт базового потребителя — ОАО «РУСАЛ-Саяногорск».
В структуре полезного отпуска электрической энергии потребителям республики до первого января 2008 года присутствовал базовый потребитель электрической энергии — ОАО «РУСАЛ — Саяногорск», потребление которого составляло порядка 80 процентов всего электропотребления Хакасии. Причем именно этот потребитель нёс основную нагрузку по субсидированию населения и прочих потребителей.
Говоря другими словами, ежегодно устанавливаемый для базового потребителя тариф был выше, чем экономически обоснованный тариф для данного предприятия. Соответственно, для остальных потребителей была возможность установить тарифы ниже, чем расчётный экономически обоснованный тариф.
С первого января 2008 года ОАО «РУСАЛ-Саяногорск» (в том числе Саяногорский алюминиевый завод и Хакасский алюминиевый завод) вышел на оптовый рынок электрической энергии (мощности), т.е. стал приобретать электрическую энергию самостоятельно, минуя «посредника» в лице гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО «Хакасэнергосбыт».
С целью недопущения в республике четырехкратного роста тарифов на электрическую энергию для оставшихся потребителей ОАО «Хакасэнергосбыт» была разработана программа поэтапной ликвидации перекрёстного субсидирования в течение пяти лет. Подписано Соглашение с базовым потребителем, в соответствии с которым ОАО «РУСАЛ—Саяногорск» несёт постепенно уменьшающийся объем перекрестного субсидирования потребителей республики в составе тарифа на услуги по передаче электрической энергии до 2012 года, начиная с 2008 года.
Таким образом, для обеспечения снижения перекрестного субсидирования в тарифах на электрическую энергию, ежегодно, начиная с 2008 года, рост тарифов для потребителей группы «прочие» составляет от 40 до 60 процентов.
Также на рост расходов по оплате электрической энергии повлияло увеличение доли покупки электроэнергии по тарифам с учётом нерегулируемых цен оптового рынка, которые в три-четыре раза превышают регулируемые цены для Хакасии (например, в январе — 859 руб./МВт.ч. против 246 руб./МВт.ч.).
Но надо иметь в виду то обстоятельство, что в соответствии с действующим законодательством в сфере электроэнергетики с первого января 2011 года электроэнергия для всех потребителей, за исключением населения, будет продаваться по нерегулируемым (рыночным) ценам в полном объёме потребления. Поэтому повышение регулируемых тарифов до уровня экономически обоснованных — это необходимая мера в условиях перехода к рыночным отношениям в сфере электроэнергетики.
В условиях реформирования энергетики вопросы энергосбережения, расхода топливно-энергетических ресурсов стали наиболее актуальными. Особую значимость данного направления обозначил в своем выступлении на заседании комиссии по модернизации экономики и Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, назвав «энергоэффективность и энергосбережение» одним из пяти направлений инновационного развития российской экономики.
Принятый Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 261 от 23.11.2009) стал основным нормативно правовым документом, определяющим пути развития энергоэффективности и энергосбережения в российской энергетической системе.
В целях разработки механизмов реализации закона, регулирующих вопросы энергосбережения, принято распоряжение Правительства Российской Федерации от «Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального Закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 1830 от 01.12.2009).
Комплексным и всеобъемлющим мероприятием, позволяющим реализовать поставленные задачи в области энергосбережения и энергоэффективности, является принятие программ, которые согласно Федеральному закону должны быть разработаны и утверждены до первого августа 2010 года.
В целях повышения потенциала региональной экономики и снижения энергоемкости валового регионального продукта постановлением правительства Хакасии (№ 43 от 12.02.2010) принята Концепция по повышению эффективности энергетического сектора экономики республики на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года.
Распоряжением председателя правительства Хакасии создана рабочая группа по разработке проекта долгосрочной республиканской целевой программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года». В городах и районах Хакасии также созданы рабочие группы в целях разработки муниципальных программ в области энергосбережения и энергоэффективности.
Безусловно, в новых рыночных условиях необходимо каждому предприятию обратить особое внимание на вопросы культуры потребления энергоресурсов, снижения энергоёмкости производства. Необходимо на каждом предприятии разработать и внедрить программу энергосбережения.