Поиск:
 

Георгий Сагалаков подарил Абаканской картинной галерее пять картин

НИА-Хакасия

kartina georgiya sagalakova   Заслуженный работник культуры Республики Хакасия Георгий Николаевич Сагалаков передал в дар Абаканской картинной галерее им. Ф.Е. Пронских пять произведений живописи, созданных за последнее десятилетие.

Акт дарения он посвятил своему учителю Ф.Е. Пронских, имя которого носит картинная галерея г. Абакана.

Для дарения мастер сделал неслучайный подбор картин. Все пять – натюрморт, два пейзажа и две многофигурные тематические композиции – складываются в некое общее послание к землякам, или к потомкам. На первый взгляд послание простое и его можно прочитать как: «любите Хакасию, она уникальна». Но, судя по философскому контексту того же натюрморта, для прочтения этого послания от зрителя потребуется чуть больше усилий (и не только эстетических) для восприятия этих произведений. И ключевым понятием-кодом для понимания того, что хотел донести до нас автор будет «время».

Именно такое название – «Время» – и имеет этнографический натюрморт (2002), в композиции которого сходятся реальный и условный пространственные планы. Предметный мир, участвующий в постановке натюрморта, в основном это керамика этнического характера, существует в едином пространстве, но одновременно и в настоящем, и в прошлом времени. На небольшом журнальном столике стоят глиняные кружки, невысокий штоф и являющийся центром композиции сувенирный керамический сосуд типа тувинского кожаного кёгержика. Яркая этикетка этого фигурного сосуда с надписью «Бойдус» (название тувинского бальзама) – своего рода «точка сборки», чтобы сознание окончательно не уплыло мимо кувшина с кистями, кружки с фигурной ручкой, археологической керамики и фигурки сидящего воина. Над собранными по смысловому назначению в круговую композицию предметами расположены настенные часы, но стена дематериализуется и в реальность начинает проникать то, что и призвала память, опирающаяся на предметный ассоциативный ряд – на фоне голубого неба, среди облаков, летит призрачное войско «белых всадников» (частый мотив в произведениях Сагалакова). Через растворившуюся границу времен льётся потусторонний небесно-голубой свет и отражается на стеклянной поверхности столика, своим углом выходящим к ближнему краю, т.е. к зрителю, в настоящее время...

Направление этноархаики, в котором работает Георгий Николаевич Сагалаков, требует от автора не просто интереса к древней истории и национальной культуре, но и индивидуальной психологической переработки представлений, чувствований, ощущений. В его композициях часто переплавляются прошлое и современность, уравновешиваются и сосуществуют на плоскости картины одновременно несколько разновременных пространств. Все многообразие этнографических мотивов представлено в подаренных автором картинах «Великая Степь» (2002) и «Связь времен» (2020). Мастер словно нанизывает кольцо из узнаваемых этнических образов (хайджи, шаман, пастух, всадник) и элементов духовной и материальной культуры хакасов вокруг центрального мотива. В колористическом отношении им достигается эффект мерцания (чередование сине-голубых, золотисто-желтых, розовато-сиреневых тонов), передающий зыбкость видения, его метафизический характер.  

Эпос оживает не только в подобных тематических композициях, но и в пейзажах, например таких как «Менгир» (2018), где степной пейзаж дополнен археологическим мотивом. Созерцание этой природной идиллии не только наполняет зрителя ощущением тишины и покоя, разлитых по степным просторам, но и приводит к философским размышлениям о вечном, непреходящем. О времени напоминает и архитектурный пейзаж «Первый снег» (2017). Сменяется сезон года, еще зеленовато-желтой листвой проглядывает осень, а снег уже покрыл старинные постройки в музее-заповеднике «Шушенское», как многозначный образ того, что должно существовать нечто незыблемое, духовная опора, над которой не властно время пока жива человеческая память, пишет пресс-служба Минкультуры РХ.