Поиск:
 

Регионы хотят расти в гору: как не ошибиться?

НИА-Хакасия

      Российские регионы вкладывают миллиарды в развитие новых горнолыжных курортов, видя тенденцию растущего спроса на такой отдых внутри страны. Успех во многом будет зависеть от того, куда пойдут эти вложения: инфраструктура и оборудование должны обеспечить высшее качество.

Полезен будет опыт других курортов, доказывающий, что надежнее покупать не азиатскую, а российскую продукцию, пишет сетевое издание «Курс Дела».

Туризм как перспектива

Туристическая отрасль страны продолжает бурный рост. Регионы видят перспективы этого сектора экономики и стремятся строить у себя новые качественные курорты. Челябинцы, например, уже в предвкушении: к 2029 году в Челябинской области появится крупный рекреационно-спортивный комплекс — на хребте Уреньга под Златоустом. Инвестиции составляют 50 млрд рублей. Всесезонный комплекс сможет принимать до 300 тысяч туристов в год. Инфраструктура включит в себя в том числе горнолыжный кластер на 12 трасс общей протяженностью 26 км, с 8 подъемниками. Это место станет единственным подобным курортом на Южном Урале, для экономики региона это серьезная поддержка.

В нынешнем году начнется строительство горнолыжного комплекса и в Хакасии, инвестиции в проект «Карлов створ» в Хакасии составят 14,5 млрд рублей. Хакасия вообще серьезно вкладывается в туризм, за последние шесть лет республика увеличила финансирование этой сферы в 15 раз.

В июне вице-премьер Дмитрий Чернышенко сообщил, что в ближайшее время в России построят 17 новых горнолыжных курортов, направив на это 76 млрд рублей: правительство РФ запустило программы поддержки развития крупных горнолыжных курортов.

Не повторить печальный опыт других

Строительство курорта — непростая задача: нужно обеспечить дороги, прокладку инженерных коммуникаций, построить отели, а еще — оборудовать горные склоны. Горнолыжная часть — это сердце курорта, и важно, как будут работать канатные дороги, как будут готовиться трассы, все оборудование должно быть абсолютно надежным, современным, качественным. Поэтому и власти регионов, инвестирующие в новые курортные зоны, и сами владельцы таких кластеров обращают большое внимание на то, кто же будет выступать партнерами и поставщиками.

В этом вопросе будет полезно изучить практику рынка, чтобы взять самые эффективные подходы и при этом не повторять чужих ошибок. К примеру, большой скачок показывают курорты, которые сумели быстро переориентироваться после прекращения торгово-партнерских отношений России с Европой и начали оборудовать свои площадки российской продукцией — ставят отечественное ПО на пока еще работающие европейские подъемники, заказывают новейшие российские канатные дороги и ратраки. Успешность развития курортов «Большой Вудъявр» в Кировске, «Роза Хутор» в Сочинском регионе, нового курорта «Мамисон» в Северной Осетии не вызывает сомнений.

А вот курорт «Арсеньев» в Приморье принял скоропалительное решение, которое стоило ему потери целого сезона. «Арсеньев» решил купить китайские канатные дороги бренда BMHRI. Этот государственная компания заполняет своими подъемниками примерно 50% курортов КНР, но на остальных стоят европейские подъемники, мелкие же курорты довольствуются другими небольшими китайскими производителями, это еще 3% рынка Китая. Возможно, решение «Арсеньева» и было объяснимо: Китай рядом, наверное, логистика удобнее, да и дешевле. Но купленная китайская дорога так и не запустилась: сначала начались проблемы с проводкой платежей, потом китайцы тормозили с поставками комплектующих.

«Это прекрасный пример, подтверждающий пословицу „скупой платит дважды“. Низкая цена точно не должна быть решающим фактором при совершении таких крупных и стратегически важных сделок, ведь от их успеха зависит запуск и работа всего предприятия — в данном случае курорта, — объясняет финансовый аналитик, специалист по международной торговле Борис Гришин. — Опытные владельцы бизнеса делают аналитические выкладки. А уж если партнер — новая сторона, и нет опыта эксплуатации его продукции, требуется подчас работа приглашенных специалистов, в том числе и практиков. То есть это должны быть не только бизнес-консультанты, но и люди, которые хорошо разбираются в производстве, допустим, канатных дорог. Они смогут сказать, какой металл требуется, как должны работать те или иные узлы подъемника, каким производителям можно доверять, а каким не стоит».

Китайцы серьезно затормозили запуск «Арсеньева». Между прочим, к курорту были претензии и от местных властей: срыв сроков стал ударом и по региону. Горнолыжный сезон 2024/2025 года провалился полностью.

И только сейчас «Арсеньев» обещает, что введет в эксплуатацию свою инфраструктуру — в новом горнолыжном сезоне 2025/2026 года. Здесь должны заработать две канатные дороги, система искусственного оснежения, не считая услуг проката, ресторанов, парковки и так далее. Одна канатная дорога уже в движении, пока, видимо, идут тестовые прогоны. Министр физической культуры и спорта Приморского края Жан Кузнецов выразил надежду, что жители и гости Приморского края смогут посетить курорт. Однако предыдущие несколько попыток запуститься (с такими же анонсами и обещаниями) не удались, и это уже ударило по имиджу «Арсеньева». И по имиджу китайских партнеров и их подъемников тоже: ситуация показала, что логистика не спасает, что китайцы срывают сроки. Выводы просты: если проблемы появились еще на старте строительных работ, то как покажет себя китайская компания и ее канатные дороги в ходе эксплуатации? Могут и дальше возникать простои, сбои — а это и денежные потери для курорта.

Верить восточным партнерам опасно

«Если решения касаются торговых взаимоотношений с зарубежным партнером, особенно с Китаем, нужно особенно внимательно все просчитывать. Да, Поднебесная ближе территориально к нашим восточным территориям — но гораздо дальше ментально, китайцы вообще не так просты в торговых отношениях, с ними надо быть крайне осторожными и не верить обещаниям. И главное: в нынешней ситуации, когда есть российские успешные аналоги нужного оборудования, я бы не стал доверять азиатским вариантам. Практика показывает, что китайская продукция, в других отраслях тоже, страдает невысоким качеством и не всегда надежна. Полагаю, в сфере туризма, где оказываются услуги людям, надежность любого оборудования должна быть превыше всего. Курорт отвечает за безопасный отдых своих клиентов», — говорит Борис Гришин.

Еще один момент, влияющий на уровень опыта Китая в оборудовании курортов, — слабый опыт страны в этом вопросе. Да, сейчас в КНР около 740 горнолыжных курортов, казалось бы, немало. Эта цифра считается даже чуть ли не рекордной в мире. Однако, что это за курорты и насколько они могут быть примером для подражания с точки зрения качества оборудования? «Все решается в перспективе. Да, у Китая есть несколько больших курортов. Но в общей массе горнолыжные курорты КНР — это маленькие центры, даже базы. Там есть маленькие подъемники и машинки, которые производят снег, — рассказывает тренер по горнолыжному спорту Вадим Трифонов. — Более того, подавляющее большинство этих 740 курортов Китая вообще имеют один или два подъемника, не больше. И Китай начал осваивать эту сферу, когда начал готовиться лет десять назад к своей зимней Олимпиаде 2022 года. Тогда как Европа уже к 50-м годам двадцатого века была лидером в оснащении горнолыжных склонов, там было уже тогда более 1000 курортов. И даже в Японии уже в 1980-е годы более 1000 территорий имели горнолыжные центры. Так что Китаю в вопросах строительства и оснащения горнолыжных зон доверять сложно, опыта у китайцев мало, а технологии они все равно берут устаревшие европейские».

Внутри сектора российского туризма уже в целом сложилось профессиональное сообщество горнолыжных курортов. Они постепенно вырабатывают общее видение своего развития, делятся анализом рынка. «Такая совместная проработка решений может помочь генерировать грамотные бизнес-стратегии, — считает Борис Гришин. — Знание ситуаций, когда ошибка выбора приводит к провалам, поможет отказаться от таких решений. Рынок способен защитить себя от низкого качества, чтобы обеспечить в будущем прибыльность и эффективность».