Профессор рассказал, как определить одаренность у ребенкаНИА-Хакасия
Член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических и психологических наук, директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, профессор Александр Савенков объяснил по каким признакам можно определить одаренных детей. Педагог отметила, что современная психология под одаренностью понимает совокупность нескольких параметров: высокие уровни развития интеллекта, креативности и мотивации. Все эти показатели можно оценить с помощью специальных методик, но делать это должен не родитель, а психолог. Под интеллектом понимается способность решать сложные задачи, которую можно измерить при помощи тестов IQ. Высокий уровень креативности и мотивации также можно определить специальными методиками. При этом все параметры должны быть высокими, чем выше, тем лучше. Диагностировать одаренность ребенка, это задача психолога. Например, специалист может применить специальные инструменты: это методика столкновения мотивов, их иерархиаризации. В частности, ребенку даются карточки с мотивами, и он должен их расположить по порядку: от самого сильного до самого слабого. «Это — мягкая методика, а столкновение мотивов – жесткая. Тогда ребенка загоняют искусственно в ситуацию выбора — либо это, либо то. Ребенок должен выбрать наиболее значимый для него мотив», – объяснил профессор. Есть и множество других, проективных методик, например, где ребенку предлагают закончить предложение или рассказ. Так тоже можно узнать, как устроена мотивационная сфера личности человека» Вместе с тем для родителей есть специальные диагностические инструменты. «Родители, читающие книги об одаренности, написанные специально для них, могут найти эти методики. Например: «карта одаренности», «палитра интересов» и др. Также существуют диагностические методики специально для педагогов, например интеллектуальный портрет и другие», – заключил Савенков. |