Поиск:
 

В Хакасии завершился XII фестиваль «Чир Чайаан на траве»

НИА-Хакасия

   hir pesni  XII Международный эколого-этнический фестиваль театров кукол «Чир Чайаан на траве» в культурную летопись республики войдет как беспрецедентное событие: впервые за свою 20-летнюю историю фестиваль пестрой волной красок и образов выплеснулся на улицы городов и сёл Хакасии. Об этом пишет пресс-служба министерств культуры республики.

- «Чир Чайаан на траве» – это возвращение к истокам, потому что, как известно, исторически театр начинался с представлений на открытом воздухе, и лишь века спустя обрел привычный нам зрительный зал и сцену. Каждый раз, когда мы готовимся к проведению фестиваля, мы придумываем определенную концепцию, так сказать, «изюминку». В основу нынешнего Чир Чайаана легла идея поддержки семей с детьми, - отметила министр культуры Хакасии Светлана Окольникова.

Жители и гости Хакасии смогли бесплатно посетить все уличные спектакли, открыть для себя новые горизонты, ощутить всю палитру многообразия культур: от русской балаганной традиции и загадочного мира хакасского шаманизма до пряных ароматов чарующего Востока, от мира завораживающей славянской мифологии до авангардного Шагала…

3 июля, в День Республики, Чир Чайаан открылся традиционным красочным шествием: по центральным улицам Абакана яркой колонной прошли участники фестиваля. За неделю состоялось 27 показов спектаклей на открытом воздухе в республиканской столице, а также выезды в рамках социокультурной программы в Абазу, Аскиз и Шира. На сцене Русского академического театра драмы имени Лермонтова блистал звездный состав (Игорь Костолевский, Светлана Немоляева, Анатолий Лобоцкий и др.) несравненной «Маяковки» – специального гостя Чир Чайаана. Московский академический театр имени Вл. Маяковского показал три великолепных классических спектакля: «Обломов», «Плоды просвещения» и «Как важно быть серьезным». А на подмостках театра «Читiген» зрители насладились спектаклем «Алладин», исполненным в запатентованной технологии театра теневых кукол «Тохот» из Екатеринбурга.

Фестиваль развернул перед юными и взрослыми жителями Хакасии драгоценное ожерелье, пылающее цветами самых разных культур. Чир Чайаан собрал на хакасской земле артистов, театроведов и критиков из Белоруссии, Таджикистана, Сербии, Ирана и Италии, а также из таких российских городов, как Москва, Санкт-Петербург, Томск, Ижевск, Самара, Казань, Новосибирск, Екатеринбург и Донецк.

Настоящий фурор произвела премьера первого уличного спектакля Хакасского национального театра кукол «Сказка» имени Л.Г. Устинова «Песни первых птиц». В постановке поднимается извечный вопрос взаимоотношений человека и природы, духовности и современного общества потребления. Спектакль был тепло принят зрителями, и получил высокую оценку от театроведов и критиков.

Неотъемлемая часть каждого фестиваля – обширная образовательная программа. В этом году артисты получили возможность встретиться с целым рядом сильнейших и авторитетных экспертов:

Юлия Большакова — доцент кафедры продюсерства и менеджмента исполнительских искусств РАТИ-ГИТИС, заслуженный работник культуры России;

Дмитрий Родионов – главный редактор журнала «Сцена», доцент кафедры менеджмента сценических искусств РИТИ-ГИТИС, секретарь Союза театральных деятелей России, кандидат искусствоведения, почётный член Российской Академии художеств, лауреат премии К.С. Станиславского, заслуженный работник культуры России;

Екатерина Морозова – театровед, театральный критик, кандидат искусствоведения, доцент Российского института театральных искусств (ГИТИС), руководитель курса, педагог Высшей школы сценических искусств «Школа Г.Г. Дадамяна», старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, руководитель семинара «НацДрама- 5,6», эксперт Национальной театральной премии «Золотая маска»;

Вученович Амела – доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства театра кукол Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ).

Александр Серов – генеральный директор АНО «Содружество негосударственных театров».

Эксперты обсудили тенденции и вызовы: как современные технологии вплетаются в сценическое действо и пространство, с какими проблемами сталкиваются национальные театры в условиях современности, как привлечь в театр подрастающее поколение зрителей, как организовать работу школьных театров, как вдохнуть в музейное пространство новую жизнь через диалог театра и музея…

- Я в Хакасии уже в четвертый раз, и я всегда увожу прекрасные ощущения от самой республики, от традиционной национальной культуры и от того театрального контекста, который создается, в том числе благодаря фестивалю «Чир Чайаан». Была собрана очень интересная афиша, которая охватывает и множество российских регионов, и страны Европы и Азии. Все это создает многокрасочность, многообразность и многомерность понимания, как развивается не только театр кукол, но и уличный театр. Я бы даже вышла за эти рамки: о том, как развивается театральная культура в целом. Надо отдельно отметить открытость хакасского зрителя, о том насколько он готов идти за любым форматом, который предлагают разнообразные труппы, насколько он смел в своем желании поверить в тот театр, который ему показывают. Это дорогого стоит! Я хочу выразить большую благодарность команде министерства культуры Хакасии и театра кукол «Сказка»! За легкостью и радостью фестивальной недели стоит огромнейшая и даже, наверное, тяжелейшая работа, чтобы всем участникам было легко, - отметила театральный критик Екатерина Морозова.

Вторая важнейшая составляющая каждого фестиваля – обширная эколого-этническая программа, которая в этом году прошла в Ширинском районе. Гости посетили экологическую тропу «Каменный лес». Это удивительный памятник природы, группа гранитоидных образований причудливой формы, которые сформировались в результате магматической деятельности и дальнейшего выветривания. Познавательная экскурсия была организована многолетним партнером фестиваля «Чир Чайаан» – Министерством природных ресурсов и экологии Хакасии и специалистами Дирекции ООПТ Хакасии.

А на живописном берегу озера Белё для артистов была подготовлена целая череда интереснейших мероприятий: знакомство с обрядовыми традициями празднования Ивана Купалы, мастер-класс театра теней, круглый стол с обсуждением спектаклей, мастер-класс по созданию гончарных изделий, показ эскиза этнического спектакля «Хай эззi» («Хозяин горлового пения») и мн. др.

- При посещении Хакасии меня всегда переполняют чувства и эмоции от встречи с людьми – это богатырский народ с нежной глубокой душой, – с природой, которая тебя абсолютно обогащает, входит в твою душу и сердце. Говоря о нынешнем Чир Чайаане, не могу не отметить высочайшую организацию. За первые четыре дня было показано невероятное количество спектаклей в уличном формате. Мы говорили с актерами о работе в условиях открытого пространства. Некоторые говорили: «я сразу растворяюсь», а другие ощущали препятствие в ветре, слепящем свете и др. Но потом они находили какую-то волну, обретая гармонию с окружающим пространством, - отметила доцент кафедры продюсерства и менеджмента исполнительских искусств РАТИ-ГИТИС Юлия Больша

За два десятилетия Чир Чайаан обрел статус авторитетной фестивальной площадки с мировым именем. За эти годы в фестивале приняло участие около 250 российских и зарубежных театральных коллективов. География Чир Чайаана – практически весь земной шар, а чтобы рассказать хотя бы пару слов о каждом участнике, не хватит и недели.