Импортозамещение набирает обороты в российских гипермаркетахНИА-Хакасия
В конце года компании по традиции подводят итоги работы. Мы поговорили с коммерческим директором сети гипермаркетов для дома и сада OBI Еленой Матвеевой и спросили ее о том, с какими вызовами столкнулись в 2022 году ритейловые компании и как ритейл будет продолжать развиваться в следующем году. Основные вызовы, с которым столкнулись ритейловые компании в 2022 году, – уход крупных иностранных поставщиков и разрыв цепей поставок. Ситуация оказалась непредсказуемой, и рынок к ней не был к готов, поэтому торговым сетям пришлось оперативно искать им альтернативу и перестраивать модель бизнеса. Пока что ситуация не стабилизировалась, потому что у российских производителей, в свою очередь, проблема с импортным сырьем, что приводит к изменению формул и сбоям поставок. Пока что нельзя сказать о том, что импортозамещение заработало в полной мере. Конечно, ритейлеры, и мы в частности, стараются обеспечить свои магазины товарами, но здесь мы зависим уже от российских поставщиков, у которых сейчас наблюдается нехватка импортного сырья, что приводит к дефициту и повышению цен. OBI завела российских поставщиков, с которыми рынок работал и раньше. Но это не отменяет того, что импорт тоже будет. Во-первых, мы воспользуемся возможностями параллельного импорта, а во-вторых, продолжим сами напрямую работать с производителями там, где это возможно, несмотря на усложняющиеся логистические пути. Что касается прибыли, то средней чек упал за счет роста промодоли при перераспределении в смежные ценовые сегменты (из высокого ценового сегмента в средний, из среднего – в низкий), покупатели все больше и больше ориентируются на цену товара. В нашем случае, как и в случае других ритейлеров, регионы все так же остаются приоритетным направление, так как там по-прежнему высока доля розничной торговли. Например, в некоторых категориях, таких как мебель для ванны, в определенных регионах, среди которых Сургут, Омск и Краснодар, более высокий ценовой сегмент в доле продается больше, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Но там есть своя специфика, например на поставщиков Омска или Санкт-Петербурга очень влияет локальный бизнес. Еще одна точка роста – это доступность. Ее достаточно сложно обеспечить в регионах на рынке DIY. В основном поставщики возят все на центральный сток, либо прорабатывают длинное логистическое плечо в регионах, а есть такие области, куда поставщики вообще не готовы возить, поэтому на доступности надо делать большой акцент. Тем самым для развития бизнеса в регионах необходимо обеспечить актуальный ассортимент, качественный сервис для покупателей и доступность. В это время онлайн-торговля продолжает расти быстрее офлайнового рынка, поэтому мы делаем большие ставки на этот канал. Здесь важно учитывать удобство доставки и ее опциональность (чем больше вариантов, тем лучше: постамат, курьер, доставка в интервал, в течение дня и т.д.), а также гибридность – когда онлайн органично сочетается с оффлайном и один опыт дополняет другой. Клиентам важно иметь разные возможности, в том числе посмотреть на товар вживую, а потом заказать его в онлайне. Или оформить доставку в ближайший магазин и забрать заказ самостоятельно. Например, у OBI сейчас есть несколько крупных и достаточно сильных конкурентов, но мы знаем, какие инструменты помогут нам занять свою нишу и стать топ-игроком в нашем сегменте. Нам необходимо расширять ассортимент с точки зрения поискового запроса, также мы понимаем, что интернет-покупатель может довольно быстро промониторить цену, поэтому необходимо следить за ценообразованием, конечно же, контент-карточки должны быть доступны и полностью покрыть функциональную потребность покупателя, без последнего пункта товары DIY особенно сложно продавать. Онлайн в DIY очень быстро растет. Наиболее заметный рост показывают онлайн-маркетплейсы. В онлайне хорошие перспективы у товаров из категории тяжелой стройки, когда важно сочетание доставки и оптимальной цены. Это «скучные товары», их необязательно видеть вживую, чтобы купить, на них уже есть сформированный спрос. По последним данным наших поставщиков, в последнее время доля сантехники в онлайне возросла до 25%, это стало возможным, потому что, так же как и с тяжелой стройкой, на нее уже есть сформированный спрос. В офлайне чаще покупают другие категории товаров, которые:
К ним относятся: обои, ламинат, плитка, шторы, двери, кухни. Если говорить конкретно про OBI, то в настоящий момент мы восстанавливаем доставку и активно развиваем онлайн. С 17 октября клиенты сети могут получать товары по модели click and collect, когда заказ оформляют на сайте, а забирают из магазина. Услуга уже доступна во всех 14 регионах присутствия гипермаркета. |