Поиск:
 

«Песок и кровь»: графика Франсиско Гойя и Пабло Пикассо в главном музее Хакасии

НИА-Хакасия

  Goiu Pikaso В Хакасском национальном краеведческом музее имени Л. Р. Кызласова с 9 сентября начинает работать выставочный проект «Песок и кровь», представляющий работы двух великих испанских художников Франсиско Гойи и Пабло Пикассо. Проект предоставлен арт-объединением «Арт-Гид» (г. Москва).

Как рассказали в пресс-службе Хакасского национального краеведческого музея имени Л. Р. Кызласова, графические произведения мастеров посвящены многовековой испанской традиции и пленительному искусству корриды. Коррида всегда притягивала к себе внимание не только зрителей, но и писателей, композиторов, поэтов и художников. Свои произведения ей посвящали Лопе де Вега, Проспер Мериме, Федерико Гарсиа Лорка, Эрнест Хемингуэй, Жорж Бизе и другие.

И Гойя, и Пикассо являлись знатоками истории и мира корриды, в своих произведениях они делились собственными переживаниями и эмоциями от событий, которым были свидетелями. Их живописные и графические творения, запечатлевшие грандиозное национальное празднество, известны во всем мире. Художественным мотивом воплощения испанского национального духа стали для великих мастеров брызги восторга и песка, обагренные кровью. В работах великих создателей на века остались ослепительное солнце, белый песок, игры теней и огней, изгибы арены, слава и трагедия.

            Коррида Гойя и коррида Пикассо – это два разных мира. Для Гойи важны историзм и правдивость с практически фотографическим воспроизведением событий. Для Пикассо больше играет роль символическая ценность происходящего на арене, его мистическая составляющая и экспрессивность. Гойя переносит зрителя в самую гущу событий, предлагая ему роль свидетеля триумфа победы и величия поражения. Пикассо наслаждается поиском грациозности тореадора и стати и мощи быков.

            В 1814-1816 гг. 60-летний Гойя обращается к теме корриды, создав серию офортов, вошедшую в золотой фонд мирового изобразительного искусства под названием «Тавромахия». Для того времени изображению корриды было присуще красочное и ласкающее взгляд изображение. Гойя отошел от привычного изображения, отчетливо осознавая оборотную сторону действа. Будучи близко знакомым со многими выдающимися тореадорами, он сосредоточил внимание на передаче жестокости, откровенности и драматичности зрелища. Работы Гойи, экспонируемые в проекте, сплетают воедино победителя и побежденного, преисполнены величественным напряжением развязки этого яркого и страстного танца смерти. Сюжеты Гойи точны и правдивы, скрупулезно отработаны мельчайшие детали, воспроизведя в конечном итоге монументальные героические полотна в миниатюре.

В 1959 г., в возрасте 78 лет, Пабло Пикассо создает в серии рисунков свою мистерию любви и смерти. В корриде для него важнее пластика человеческого тела, восхищение матадором, бык же становится воплощением стихийных сил природы. В этих работах, значительная часть которых представлена на выставке, тема единоборства постепенно приобретает характер драматургии, и трагически-праздничный ритуал игр с быком обретает глубокий философский смысл народной традиции. Изящные линии или нарочито крупные мазки кистью вместе с личными эмоциями передают зрителю напряженность корриды. Меняющиеся точки наблюдения и техники заставляют быков, матадоров и пикадоров застыть на поверхности листа как в скульптурных формах.

На выставке экспонируются более 130 офортов и литографий Франсиско Гойи и Пабло Пикассо – двух ярких сыновей своей родины, навеки связанных с ее историей, культурой и традициями. В XXI веке они раскрывают нам удивительный мир корриды, где царствуют азарт и риск, эмоции и страсти, победы и поражения и всегда остающиеся на арене песок и кровь.

Все экспонаты выставки имеют Сертификаты.

Справка: Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (30 марта 1746 – 16 апреля 1828 гг.). Работы в технике офорта – разновидности гравюры на металле, техники графики глубокой печати, позволяющей получить оттиски с печатных форм, в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами.

Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де ла Ромедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис-и-Пикассо (25 октября 1881 – 8 апреля 1973 гг.). Литография – способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. Обладает большой свободой в передаче фактуры и в других средствах художественной выразительности, причем каждый оттиск является оригиналом и имеет самостоятельную художественную ценность.