Георгий Сагалаков подарил Абаканской картинной галерее пять картинНИА-Хакасия
Акт дарения он посвятил своему учителю Ф.Е. Пронских, имя которого носит картинная галерея г. Абакана. Для дарения мастер сделал неслучайный подбор картин. Все пять – натюрморт, два пейзажа и две многофигурные тематические композиции – складываются в некое общее послание к землякам, или к потомкам. На первый взгляд послание простое и его можно прочитать как: «любите Хакасию, она уникальна». Но, судя по философскому контексту того же натюрморта, для прочтения этого послания от зрителя потребуется чуть больше усилий (и не только эстетических) для восприятия этих произведений. И ключевым понятием-кодом для понимания того, что хотел донести до нас автор будет «время». Именно такое название – «Время» – и имеет этнографический натюрморт (2002), в композиции которого сходятся реальный и условный пространственные планы. Предметный мир, участвующий в постановке натюрморта, в основном это керамика этнического характера, существует в едином пространстве, но одновременно и в настоящем, и в прошлом времени. На небольшом журнальном столике стоят глиняные кружки, невысокий штоф и являющийся центром композиции сувенирный керамический сосуд типа тувинского кожаного кёгержика. Яркая этикетка этого фигурного сосуда с надписью «Бойдус» (название тувинского бальзама) – своего рода «точка сборки», чтобы сознание окончательно не уплыло мимо кувшина с кистями, кружки с фигурной ручкой, археологической керамики и фигурки сидящего воина. Над собранными по смысловому назначению в круговую композицию предметами расположены настенные часы, но стена дематериализуется и в реальность начинает проникать то, что и призвала память, опирающаяся на предметный ассоциативный ряд – на фоне голубого неба, среди облаков, летит призрачное войско «белых всадников» (частый мотив в произведениях Сагалакова). Через растворившуюся границу времен льётся потусторонний небесно-голубой свет и отражается на стеклянной поверхности столика, своим углом выходящим к ближнему краю, т.е. к зрителю, в настоящее время... Направление этноархаики, в котором работает Георгий Николаевич Сагалаков, требует от автора не просто интереса к древней истории и национальной культуре, но и индивидуальной психологической переработки представлений, чувствований, ощущений. В его композициях часто переплавляются прошлое и современность, уравновешиваются и сосуществуют на плоскости картины одновременно несколько разновременных пространств. Все многообразие этнографических мотивов представлено в подаренных автором картинах «Великая Степь» (2002) и «Связь времен» (2020). Мастер словно нанизывает кольцо из узнаваемых этнических образов (хайджи, шаман, пастух, всадник) и элементов духовной и материальной культуры хакасов вокруг центрального мотива. В колористическом отношении им достигается эффект мерцания (чередование сине-голубых, золотисто-желтых, розовато-сиреневых тонов), передающий зыбкость видения, его метафизический характер. Эпос оживает не только в подобных тематических композициях, но и в пейзажах, например таких как «Менгир» (2018), где степной пейзаж дополнен археологическим мотивом. Созерцание этой природной идиллии не только наполняет зрителя ощущением тишины и покоя, разлитых по степным просторам, но и приводит к философским размышлениям о вечном, непреходящем. О времени напоминает и архитектурный пейзаж «Первый снег» (2017). Сменяется сезон года, еще зеленовато-желтой листвой проглядывает осень, а снег уже покрыл старинные постройки в музее-заповеднике «Шушенское», как многозначный образ того, что должно существовать нечто незыблемое, духовная опора, над которой не властно время пока жива человеческая память, пишет пресс-служба Минкультуры РХ. |