Поиск:
 

Ученые выяснили, почему необоснованные похвалы вредят учебе ребенка

НИА-Хакасия

Новое исследование сотрудников Университета Эдинбурга показало, что излишняя мотивация не помогает детям достичь более высоких результатов.

Детской успеваемости вредят необоснованные похвалы и излишняя мотивация к усердной работе, к такому выводу пришли ученые после масштабного исследования с учениками одной из китайских школ. Попытки настроить детей на то, что им нужно всего лишь приложить усилия и всё получится, зачастую плохо сказываются на оценках, пишут «Известия».

Специалисты объяснили это тем, что, пытаясь вернуть ребенку веру в себя, взрослые игнорируют реальные серьезные проблемы, с которыми школьники сталкиваются в обучении.

Так, если говорить детям, что они смогут всё, если только приложат усилия, — это может привести к ухудшению их результатов в учебе. Кроме того, школьники, которых мотивировали стараться, чтобы сдать экзамены по предметам, с которыми они испытывали сложности, не улучшили своих результатов. Напротив, оценки этих детей падали.

Ученые провели четыре этапа исследования, в котором приняли участие учащиеся 5-6 классов китайской школы в небогатом районе. 89 мальчиков и 101 девочку разделили на три группы. Школьникам дали задания разной степени сложности. Одну группу мотивировали словами: «Ты вложил много усилий и постарался на славу», а другой говорили: «Ты, наверное, сам по себе очень умен». Третьим не говорили ничего.

Далее специалисты сравнили успеваемость школьников во всех группах, а также проанализировали их оценки за все время обучения. Выяснилось, что позитивная мотивация, которую использовали в первых двух случаях, не принесла никакого положительного эффекта, а в некоторых ситуациях даже, наоборот, вредила результатам.

Ученые считают, что взрослые стремятся вернуть ребенку веру в себя и тем самым не уделяют должного внимания реальным проблемам, с которыми дети сталкиваются в школе. Они также отметили, что лучше всего мотивировать детей совместной работой, где ребенок будет выступать в качестве равного партнера. Именно так, считают исследователи, дети учатся осознавать собственную ответственность и познают к тому же творческий процесс.