Поиск:
 

День, когда нельзя купаться

НИА-Хакасия

2 августа в России отмечается Ильин день. Большинство россиян знают его как день, в который нельзя купаться.

Праздник пришел к нам из Ветхого Завета.

Он родился в городе Фисвы три тысячи лет назад, в IX веке до Рождества Христова, во времена царя Ахава, при котором Израиль начал служить языческим богам Ваалу и Астарте.

В иудейском городе Фисвы в IX веке до нашей эры родился ребенок, назвали его Илья. Во время его появления на свет, на его отца нашла дремота, и он увидел пророческий сон. Его новорожденного сына кормили огнем сами архангелы и заворачивали в огненные пеленки. Сон сбылся. Младенец вырос и стал светочем веры. Во времена царствования царя Израиля Ахавы пророку Илье неоднократно приходилось совершать чудеса, чтобы образумить Ахаву, который под влиянием финикийской веры жены, стал идолопоклонником и служил богу Ваалу. В библии есть сюжеты о том, как Ильей, чтобы показать силу христианской веры, трижды сводился огонь с небес, воскрешался мертвый отрок, вызывался дождь. Илия, при приближении смерти, достиг небес на колеснице, с 4-мя огненными конями, чтобы перед 2-м пришествием Христа вернуться на землю. Духовную же силу он милостливо передал ученику своему, Елисею.

Во всех преданиях описывалось, что Илия-пророк выражает Божий гнев. Его карающая справедливая десница наказывала духов тьмы, а особенно злых демонов. По верованию людей, вся нечистая сила спасается от его молниеносных стрел, превращаясь не только в диких зверей (зайцев, лисиц) и пресмыкающихся, но и в домашних: собак, кошек и прочих. Потому-то 2 августа появился обычай не выпускать на улицу собак и кошек и не впускать домашних любимцев, чтобы духи тьмы, нашедшие укрытие в них и спасающиеся от стрел, не пробрались в жилище, и в дом не попала молния, предназначенная для них. Крестьяне доставали ружья, чтобы дать отпор нечистой силе вселившейся в волков, лис и других зверей. Рыболовы в этот день выбрасывали пойманную во время грозы рыбу с красными глазами, веря, что в ней нашли временное пристанище черти.

Во время грозы запрещалось находиться в воде, под деревом, под сосной с 2-мя верхушками, бегать по улице, громко говорить, петь, кричать, стрелять. Бабушки учили внуков при грозе плотно закрывать двери, занавешивать окна, перед иконой зажигать или лампадку, или свечу (крещенскую или четверговую); перекрестить себя и все вокруг, умоляя Илью-пророка избавить их семью от трясучего грома, от летучей стрелы. На голове при этом охранительном обряде обязательно должен был быть платок. Чтобы сохранить от молнии свои жилища и дворы, поля, скот, крестьяне окуривали всё ладаном в вечернее время перед днем Ильи.

Праздник этот прослыл в народе как таковой, в который зачастую было ненастье и запрет на купание. Почему нельзя купаться в Ильин день и после него, народ трактовал различно. Кто-то говорил о студеной воде, в которую упала подкова лошади, отвалившаяся во время быстрых скачек Ильи-пророка по небесам. Многие считали, что водоемы сам черт или водяной осквернил. Некоторые верили, что Илья бросил в воду кусочек льда. Купаясь, в такой воде можно было или утонуть или сильно заболеть, после купания появлялись на теле нарывы и фурункулы. В озера и реки с этого дня возвращались черти, русалки, которые со Дня Ивана Купала (Иванова дня) поселились на суше, где их настигали молнии Ильи-пророка. В преданиях описываются случаи, когда обозленная нечистая сила утаскивала на дно тех, кто нарушил запрет.

Запрещалось в этот день работать.

Приметы на Ильин день:

После праздника Ильи дневное время суток молниеносно убывало.

До Ильи люди купаются, а после него с речкой прощаются.

С праздника Ильи вода все холоднее.

Слышен гром, то Илья небеса объезжает в своей колеснице.

Ильей жатва начинается, а летечко заканчивается.

До Ильи облака плывут по ветру, а с Ильи — супротив ветра.

До Ильи даже поп дождика не умолит, а после него баба своим фартуком нагонит.

После Ильина дня ночь темна и особенно длинна: крестьяне все высыпаются, а кони и коровы наедаются.

Кто попал в этот день под дождь, то запасся здоровьем на весь год.

Кто в это день копны считает, тот скоро все добро растеряет.