Во вторник, 23 июля, группа сенаторов во главе с председателем комитета Совфеда по конституционному законодательству и государственному строительству Андреем Клишасом внесла в Госдуму поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
В частности, нововведения касаются сервисов электронной почты. Предлагается с 2020 года установить следующие требования:
они должны идентифицировать своих пользователей по номеру оператора мобильной связи. Как именно будет проходить эта идентификация, должно определить правительство; в течение суток с момента получения требования от уполномоченного федерального органа исполнительной власти (какого — в проекте не указано) ограничить для указанного в этом требовании пользователя возможность отправки и получения сообщений, содержащих информацию, распространение которой запрещено в России. Как именно предполагается определять письма с запрещенной информацией, в законопроекте и приложениях к нему не разъясняется; обеспечить техническую возможность отказа пользователей от получения сообщений от других пользователей электронной почты; обеспечить конфиденциальность передаваемых сообщений (сейчас это требование не закреплено в законе, но большинство сервисов добровольно принимают специальный документ — «политику конфиденциальности»), а также другие требования. Требования будут распространяться только на те сервисы электронной почты, которые включены в реестр организаторов распространения информации Роскомнадзора. В него включены «Яндекс.Почта», Почта Mail.ru, «Рамблер.Почта» и др. При этом популярных иностранных почтовых сервисов, например от компаний Google и Yahoo, там нет, добавляет РБК.
Среди успешных инициатив Андрея Клишаса — законы об ответственности за распространение фейковых новостей и оскорбление власти, которые вступили в силу в конце марта, и закон о «суверенном Рунете», основные положения которого начнут действовать с ноября.
Отметим, ряд экспертов новый закон считают избыточным и эффективным, поскольку затронет он далеко не всех участников рынка. Главным образом, под ограничения попадут российские компании.