Поиск:
 

Рейтинговое агентство S&P повысило рейтинг России до инвестиционного уровня

НИА-Хакасия
Standard&Poors (S&P) приняло решение об увеличении суверенного рейтинга РФ до инвестиционного уровня BBB-/A3. Как рассказал «Коммерсант», поскольку коллеги агентства из Fitch сохраняли свой рейтинг госдолга РФ на том же уровне, по крайней мере до наступления новых событий — например, усиления секторальных санкций США — российский госдолг доступен к покупке институциональными инвесторами. Прямой ожидаемый эффект от этого — некоторый приток капитала в течение нескольких месяцев, возможно дополнительное укрепление рубля и снижение процентов по ОФЗ.
Решение об увеличении на одну ступень, до инвестуровня BBB-, S&P опубликовало уже 24 февраля в 00:30, хотя обзор решения, подписанный аналитиками франкфуртского офиса компании Кареном Вартапетовым и лондонского Рави Бхатиа, датирован 23 февраля. Прежнее значение рейтинга — BB-/B. Речь идет о рейтинге заимствований в иностранной валюте, значение рейтинга в национальной валюте — BBB/A-2.
Прогноз рейтинга — «стабильный», из чего следует, что в отсутствии существенных изменений и реализации новых рисков S&P не видит сейчас оснований для его повышения или понижения в течение полугода.
Напомним, для большинства инвесторов, и в первую очередь институциональных, вложения в бумаги невозможны, когда два или три из трех агентств — S&P, Moody's и Fitch — оценивают долг эмитента как неинвестиционный. В случае с Россией это произошло в 2014 году после системной дестабилизации финансовой системы из-за снижения нефтяных цен и рецессии — только Fitch до последнего времени сохранял для РФ инвестрейтинг. Фундаментальные показатели российского бюджета вполне соответствовали инвестиционному рейтингу российского госдолга, и несколько раз от S&P ожидался позитивный пересмотр рейтинга — но против этого всегда были резонные наблюдения о неопределенности будущей экономической политики, а также проблема региональных долгов, волатильность нефтяного рынка и неопределенность политики ЦБ в отношении банковского сектора.
Может показаться, что повышением рейтинга S&P отреагировало в основном на рост доходов российского бюджета в связи с ростом цен на нефть до $60-70 за баррель — однако в кратком изложении причин, которые привели к рейтинговому действию, S&P вообще не упоминает нефть. Главная причина — «продемонстрированная приверженность обязательствам консервативной экономической политики предположительно будет поддерживать платежный и бюджетный балансы в сильном состоянии и, вместе с политикой плавающего обменного курса, позволит экономике абсорбировать шоки, которые могут быть вызваны ужесточением санкций или ослаблением цен на экспортных рынках».
S&P также отмечает стабильное состояние финансов после проблем у множества частных банков и «видит ранние признаки восстановления кредита». То есть, фактически агентство повысило рейтинг в силу успехов Минфина во внесении в законодательство постоянного «бюджетного правила» с начала 2018 года и расценивая как уместную политику Банка России по санации частных банков в 2017 г. — «Открытия», БИН-Банка, Промсвязьбанка,— равно как и требование смены контролирующих акционеров «Возрождения». Кроме того, в тексте прямо говорится о «восстановлении действия механизма трансмиссии в денежно-кредитной политике» ЦБ.
Прямой ожидаемый эффект от возвращения РФ инвестрейтинга — предполагаемый приток капитала, ранее консенсус аналитиков по этому вопросу составлял приток в $4 млрд, это «автоматический» приток капитала из фондов, инвестирующих в том числе в композитные биржевые индексы, на деле он может быть несколько больше за счет индивидуальных решений.
Другой ожидаемый эффект — снижение стоимости CDS на российский долг, умеренное снижение доходности по еврооблигациям РФ и ОФЗ, возможно также некоторое укрепление российского рубля. Эффект может быть нивелирован в случае, если Минфин США в ближайшее время объявит о расширении санкций против РФ в рамках закона CAATSA. Вряд ли введение персональных санкций в отношении отдельных фигурантов «кремлевского доклада» вызовет снижение рейтинга РФ кем-то из трех агентств, но действия в направлении сильного расширения секторальных санкций, видимо, способны вернуть Россию в «неинвестиционный» уровень, как и массовые персональные санкции.