Поиск:
 

В России идет охота за накоплениями

НИА-Хакасия
О том, как «уводят» наши будущие пенсии рассказала «Российская газета».
В этом году количество жалоб на мошеннические переводы накоплений из одного НПФ в другой, по сообщению ЦБ, возросли в пять раз. Более 2,6 тысячи человек пожаловались на манипуляции с их деньгами. По всей стране агенты негосударственных фондов «охотятся» за новыми клиентами, используя самые разные предлоги. По закону, если речь идет о переводе накоплений из государственного Пенсионного фонда в один из НПФ, действительным считается последнее поступившее в ПФР заявление, вплоть до 31 декабря. Так что «охота» будет продолжаться до конца года.
Агенты устраивают «проверки», приходя к людям домой, на работу или даже останавливая их на улицах. Они представляются сотрудниками ПФР, соцработниками, переписчиками, миграционными инспекторами. И требуют показать им личные документы.
«Ситуация очень тревожная, такого всплеска мошеннических переводов мы не видели с 2011 года, - рассказала газете советник президента Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Валерий Виноградов. - С 2014 года, когда поступление взносов на накопительные пенсии было заморожено, притока новых средств в НПФ нет. Поэтому некоторые из них стараются привести новых клиентов и привлечь их средства любой ценой. Используют чрезвычайно агрессивную маркетинговую политику, идут на прямой обман, подделывают подписи».
Чтобы составить договор о переводе накоплений, агентам нужно заполучить СНИЛС будущего пенсионера (номер на зеленой карточке обязательного пенсионного страхования). Мало кто эту карточку носит с собой. Поэтому раньше мошенники часто ходили по квартирам и представлялись сотрудниками собеса или государственного пенсионного фонда. Сейчас сети закидывают куда шире: приходят в офисы, магазины и под разными предлогами требуют от сотрудников предъявить СНИЛС.
И дело не только в «переманивании» клиентов у фондов-конкурентов. Иногда деньги «гоняют» из одного НПФ в другой, родственный, входящий в ту же финансовую группу. И в таком перекладывании из кармана в карман есть прямой резон. Дело в том, что с 2015 года закон о пенсионных накоплениях изменился, и теперь без потерь переводить деньги из фонда в фонд будущий пенсионер может не чаще чем один раз в пять лет. А если решит сделать это досрочно, лишается инвестиционного дохода. Получается, перевели деньги без ведома клиента (или уговорив его и не предупредив о потерях) - и фиксировать инвестиционный доход уже не нужно.
Сотрудники Центробанка рассказали, как не стать жертвой мошеннических схем.
Как действуют агенты, занимающиеся незаконным переводом граждан в негосударственные пенсионные фонды:
1 Незнакомые граждане обходят квартиры, представляясь сотрудниками Пенсионного фонда РФ:
- распространяют заведомо ложную информацию, например, ссылаются на изменившееся законодательство или утверждают, что переход в НПФ «обязателен» для всех граждан;
- убеждают в сохранности средств именно в НПФ, представителями которого они являются, обещают высокий будущий доход от инвестирования средств накоплений именно в их НПФ;
- распространяют негативную, часто ложную информацию о фондах-конкурентах.
Что делать: Представители ПФР ведут прием граждан исключительно в своих отделениях, поэтому не стоит открывать дверь и общаться на улице с людьми, представляющимися сотрудниками Пенсионного фонда. Удостоверения, которые они показывают, фальшивые.
2 Иногда агентами НПФ выступают сотрудники страховых компаний и банков, входящих с фондом в одну группу компаний. Они предлагают клиентам льготные условия при оформлении страховых и банковских услуг (например, замене банковских карт, оформлении договора страхования и т.д.) и предлагают перевести накопления в их фонд. Иногда в рамках предоставления услуги в пакет подписываемых документов включается и договор обязательного пенсионного страхования с НПФ. Расчет такой: клиент незаметно для себя подпишет его в числе прочих документов.
Что делать: Если сотрудники организации, являющейся агентом НПФ, при оказании банковских и прочих услуг просят сообщить информацию, высланную на личный номер телефона, попросите объяснить, зачем это нужно. Такое сообщение может являться кодом подтверждения перехода в НПФ.
3 При устройстве на работу будущего работника вынуждают подписать договор пенсионного страхования в конкретный НПФ, афиллированный с работодателем:
- отделы кадров на предприятиях при отказе в переводе накоплений отказывают в приеме на работу;
- кадровые агентства обещают трудоустройство или хорошую вакансию при оформлении договора.
Что делать: Выбор НПФ или отказ от участия в накопительной системе - это строго прерогатива самого человека, его право решать. Работодатель «давить» на работника не вправе.
4 Недобросовестным агентам НПФ достаточно знать фамилию/имя/отчество и номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС), чтобы перевести накопления без ведома их владельца.
Что делать: Необходимо крайне осторожно предоставлять свои личные сведения и очень внимательно читать документы, которые подписываете.
5 Также рекомендуем отслеживать информацию о действующем страховщике по обязательному пенсионному страхованию на портале государственных услуг Российской Федерации в разделе «Пенсионные накопления» по адресу: http://www.gosuslugi.ru/.
К сожалению, все способы незаконного перехода из НПФ в НПФ рассчитаны на невнимательность и доверчивость граждан, поэтому необходимо быть бдительными.