Поиск:
 

Ведущий мастер сцены Кирилл Султреков отмечает юбилей

НИА-Хакасия
Особенно отрадно признавать, что в 85-летний юбилейный сезон Хакасского национального драматического театра им. А. М. Топанова ведущему мастеру сцены, теперь уже народному артисту республики Хакасия Кириллу Султрекову исполняется пятьдесят пять, сообщает пресс-служба Минкультуры РХ. Свой юбилей он отмечает сегодня, 16 мая. За плечами уже 30 лет творческой деятельности! Сыграно огромное количество ролей: от романтично живописных образов в классических пьесах до драм и трагедий в произведениях национальной и современной драматургии.
По многочисленным отзывам зрителей и мнениям поклонников можно смело сказать, что Кирилл Султреков стал одним из самых любимых артистов своего поколения. Он из тех талантов, чьё творчество в 1983 году зачиналось под чутким руководством педагога, мастера, выпускника Вахтанговской школы – Константина Вощикова, сокурсниками которого были Василий Лановой и Михаил Туманишвили. На занятиях Константин Алексеевич рассказывал о знаменитых служителях сцены, о постановках, о великолепной силе и мощи сценической речи этой школы. Мастер заражал артистов не только знаниями, эстетикой, но и вкладывал то понятие, что артисты национального театра с этих пор одни из носителей и хранителей театральной культуры, её лучших достижений и традиций.
В студенческие годы Кирилл Георгиевич был немногословен, в прочем, как и сейчас. Он как никто был полностью пропитан патриотизмом к своей родине, уважением к традициям народа, языку и истории. В учении был скурпулезен, много читал, очень внимателен в практике к мелочам, к человеку, к партнеру. Только трудолюбием и смелыми примерами доказывал, утверждал свои взгляды на ту или иную позицию. И, как отмечают его сокурсники, им «было приятно за ним подтягиваться».
Самым незабываемым в студенческие годы в исполнении Кирилла Султрекова стал образ Тапчы из комедии «Одураченный Хорхло» А. Топанова. От сердца рожденный им художественный образ старичка-мужичка со своей манерой речи, привычками и повадками тогда раскрыл в нем скрытый комедийный народный характер.
Творческая деятельность уже дипломированного актера Кирилла Султрекова на сцене Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова началась с осени 1987 года. Вдумчивый, с чувством стиля, с тонким народным юмором Кирилл Георгиевич стал артистом большого творческого диапазона. Самобытные образы его героев, рожденные на сценах театров Хакасии, носят индивидуальные черты, наделены собственным интонационным характером и неповторимым обликом. За 30 лет служения театральному искусству Кирилл Георгиевич создал плеяду ярчайших сценических образов, заслуживших признание зрителей и театральной общественности республики и за её пределами: Дэвисон в трагедии «Мария Стюарт» Ф. Шиллера, Хостингс - «Ричард III» В. Шекспира, Ипполит - «Не все коту масленица» А. Островского, Бобчинский - «Ревизор» Н. Гоголя, Жевакин в комедии «Женитьба» Н. Гоголя, Слендер - «Виндзорские насмешницы» В. Шекспира, Джек - «Примадонны» К. Людвига, Курносый - «Энергичные люди» В. Шукшина, Карл - «Плутни Скапена» Ж-Б. Мольера, Якоб - «Страна слепых» Г. Уэллса, Бартли - «Калека с острова Инишмаан» М. Макдонаха и другие.
На протяжении ряда лет он неоднократно признавался лучшим исполнителем мужских ролей на международных, региональных, республиканских театральных фестивалях. Критики отмечали актерские работы талантливого артиста, сравнивая его технику с работами ведущих мастеров сцены – старший лейтенант Тимофеев В. Ежова из «Соловьиной ночи» (дипломант I Всероссийского конкурса спектаклей, пропагандирующих идеи патриотизма и любви к Родине, г. Москва), Эдмунд из «Короля Лир» В. Шекспира (дипломант X Международного фестиваля тюркских театров «Науруз», Республика Татарстан), Табылдай из «Земли отцов» А. Кызласовой (дипломант Международного кочевого фестиваля евразийских театров «Желанный берег», Республика Алтай), Тимоте из комедии «Вуйме, Вайме, Вэй» А. Цагарели (Региональный фестиваль «Театральная весна», г. Красноярск).
Из молодого актера, ученика Вахтанговской школы, получился превосходный профессионал, мастер сцены. За период служения театру Кириллом Султрековым совместно с режиссерами Э. Коковой, В. Ивандаевым, М. Топоевым, Н. Тачеевым, С. Верхградским, К. Вощиковым, Ю. Майнагашевым, С. Чаптыковой, С. Ултургашевой, А. Кладько были созданы разные по масштабу полотна, все они составляли и составляют полноценный репертуар национального театра.
Как человек, неравнодушный к своей профессии, к своему народу, уважающий историю и культуру, Кирилл Султреков в постоянном поиске. Он удивляет других и удивляется сам. Возможно, от этого появились в разные годы замечательные его интервью на радио и телевидении, зазвучали в его исполнении стихи и проза любимых поэтов и писателей. Кирилл Султреков давно известен театральному сообществу республики не только как талантливый артист, но как вдумчивый сценарист, драматург и переводчик мировой классики. В разные годы для театров Хакасии им переведены на хакасский язык драматические произведения: трагедия В. Шекспира «Макбет», драма молодого автора Н. Тодыбаевой «Рухнувшая крыша», современная пьеса «Остров Рикоту» Н. Мошиной, сценический рассказ Г. Уэллса «Страна Слепых». Его пьеса «Алтын Арыг – рестлер» стал хитом сезона 2017 года Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читiген».
Впереди еще новые высоты и творческие достижения. В багаже артиста, верного и преданного мастера своего любимого дела, много идей и задумок. Как говорит сам артист: «Важно войти в настоящий диалог с публикой и стать его единомышленником. Меня волнует все! Тема малой Родины, тема воспитания и образования. Тема отцов и детей. Тема народа, нации, веры, времени и потомства. А что вас интересует, уважаемый зритель? Выбирайте, я к вашим услугам». Коллектив Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова поздравляет Кирилла Георгиевича с юбилейной датой. Здоровья, ярких ролей и полных залов.