Поиск:
 

Адресная социальная поддержка задерживается

НИА-Хакасия
Российские чиновники не могут решить, кого считать нуждающимся.
Чиновники давно обсуждают замену социальной поддержки адресными мерами, но никак не договорятся о критериях нуждаемости, а без них адресность не заработает, пишут «Ведомости». Свое видение есть и у экономического, и у социального блоков. Перевести соцподдержку на адресную форму в краткосрочной перспективе не получится, считает Минфин.
Сейчас на социальную защиту федеральный и региональные бюджеты тратят около 2,7% ВВП – 2,23 трлн руб. в 2015 г. (без пенсий и страховых выплат): это около 9% всех их расходов. Но количество бедных растет: с 15,5 млн человек в 2013 г. до 19,1 млн в 2015 г., подсчитал Росстат. Соцпомощь малоэффективна, беднейшие 20% получают лишь четверть ресурсов, подсчитал Всемирный банк, а кроме того, она запутанна: только на федеральном уровне ее 500 видов, а на региональном они еще и хаотичны. Повышение адресности до 50–60% снизило бы бедность на 20–30%, считают во Всемирном банке.
Федеральные меры поддержки размазаны тонким слоем по различным категориям получателей, сетует чиновник Минфина: нужно законодательно закрепить понятие «нуждаемость», ввести единые критерии и порядок оценки доходов и имущества, свести воедино данные обо всех получателях, а уж потом переходить на адресные формы.
Говорить о переходе на адресность было бы неправильно, спорят в Минтруде: пособия и другие виды соцподдержки предоставляются конкретному гражданину. Адресная соцподдержка не имеет отношения к месту проживания человека, а подразумевает целевой, точечный характер помощи нуждающимся, говорит эксперт, участвующий в обсуждении. В законе понятия «критерий нуждаемости» нет и регионы трактуют его сами, знает он: в одном случае это имущественное положение или доходы, в другом – состояние здоровья, в третьем – трудная ситуация, вызванная внешними факторами, в четвертом – семейные обстоятельства, например рождение ребенка. В качестве критерия нуждаемости называют еще и проживание в отдаленных населенных пунктах или отсутствие прав на иные меры соцподдержки, а также плохие жилищные условия, перечисляет он.
Из-за пробелов в законодательстве перевести соцподдержку на адресную форму в краткосрочной перспективе не получится, констатирует представитель Минфина.