Поиск:
 

В Абакане пройдет цикл лекций в рамках «Дней Бахрушинского музея в Хакасии»

НИА-Хакасия
26 октября в рамках мероприятий «Дни Бахрушинского музея в Хакасии» на базе Республиканского музейно-культурного центра состоится цикл публичных лекций сотрудников Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина (г. Москва).
В 10:00 прозвучит лекция «Замок замоскворецкого рыцаря. А. А. Бахрушин и его театральный музей». Ее читает заместитель генерального директора по научно-просветительской работе ГЦТМ им. А. А. Бахрушина Александр Рубцов.
«Богатые обязаны творить благо» - этому девизу на протяжении 13 поколений следовали Бахрушины – крупные предприниматели, меценаты и коллекционеры; на их средства возводились образовательные и просветительские учреждения, приюты и больницы, монастыри и православные храмы.
Алексей Александрович Бахрушин (1865-1929) принадлежал к той когорте русских купцов-миллионеров (в число которых входили также и Третьяков, и Морозов), чьи капиталы, художественный вкус и любовь к искусству обеспечили расцвет культуры в России рубежа XIX-XX вв. На «Бахрушинские субботы» в его московском доме собирались крупные деятели искусств того времени: Ермолова, Немирович-Данченко, Станиславский, Собинов, Шаляпин. Благодаря им А. А. Бахрушину удалось создать крупнейшую в Россию коллекцию по истории русского и западноевропейского театров. На основе этих коллекций в 1894 году он создал первый в России литературно-театральный музей.
Коллекционер был избран членом Русского театрального общества и общества «Старая Москва». После Октябрьской революции в 1918 году Бахрушин стал пожизненным директором Театрального музея своего имени, оказавшись одним из немногих меценатов, продолживших свое дело в невероятно трудных условиях становления новой власти. Его именем названа улица, на которой находится уникальный музей.
В 12:00 лекцию «Карл Вальц – волшебник русской сцены» читает генеральный директор Бахрушинского музея Дмитрий Родионов.
Имя художника Карла Федоровича Вальца (1846-1929), главного машиниста и декоратора Московских императорских театров, родившегося 170 лет назад, хорошо известно людям театра, специалистам. В России его называли магом и волшебником, в Париже он стал «Русским Калиостро». Этот удивительный человек в течение 65 лет создавал оформление спектаклей для Большого, Малого и Народного театров, антреприз Лентовского, Дягилевского, Московского художественного театров, увлекал зрителей в волшебный мир сцены.
- Карл Вальц, благодаря своей исключительной энергичности и любви к театру, стал неформальным художественным лидером, взяв на себя ответственность за сохранение зрительского интереса к спектаклям Большого театра во второй половине ХХ века, - отмечает Дмитрий Родионов. - Владея глубокими и широкими знаниями сцены, Вальц свободно оперировал живописной декорацией. Они стали неотъемлемой частью театральных спектаклей в ХХ веке. Работа Вальца подготовила приход в Большой театр художников-станковистов, с одной стороны, внедрением в практику театра принципа художественной целесообразности оформления спектакля одним художником, с другой – постоянным расширением спектра приемов и средств.
В 14:00 цикл завершит лекция «Первый из Грушевого сада. Мэй Ланьфан и советский театр», которую прочитает заведующая музеем-квартирой Вс. Э. Мейерхольда Наталья Макерова, сообщили в пресс-службе министерства культуры Хакасии.
«Воспитанники Грушевого сада» - старинное название, присвоенное китайским актерам, воспитывавшимся в императорском дворце. Официальный титул Мэй Ланьфаня – «Первый из Грушевого сада» означает, что он занимал высшее положение среди актеров Китая.
Мэй Ланьфан – китайский актер, исполнитель ролей женского амплуа «дань» - всю свою жизнь посвятил искусству Пекинской оперы. Его вклад в развитие и модернизацию этого жанра трудно переоценить. В 1935 году он получил приглашение посетить СССР. После очень успешных гастролей актер передал в фонды Бахрушинского музея множество ценных экспонатов: сценические костюмы, реквизит, музыкальные инструменты.
Лекция – возможность познакомиться с искусством уникального явления «Пекинская опера», не имеющего аналогов в европейском искусстве, творчеством великого актера Мэй Ланьфаня, проследить взаимовлияние двух театральных культур и их значение для современного театра.
Вход свободный.